Мои путешествия по Умбрии: Губбио (Италия). Открыть левое меню губбио Что такое функциональные cookie-файлы

Итальянский город Губбио (Gubbio) согласно путеводителям считается самым красивым средневековым городом Италии. Впрочем, я такое уже читала и о других городах… Всегда трудно утверждать о чем-то, что это самое-самое.

Губбио расположен в регионе Умбрия и знаменит в первую очередь своим невероятным праздником Святого покровителя — епископа Убальдо Балдассини, который проходит ежегодно 15 мая. Это один из самых древних праздников в современной Италии. Первое достоверное упоминание о празднике свечей (Festa dei Ceri) датируется 1160 годом. Тогда после смерти епископа Убальдо Бальдассини в его честь были устроены первые подобные гонки. Некоторые исследователи считают, что праздник имеет языческие корни, возможно таким образом древние умбры поклонялись богине Черере.

В центре внимания праздника в Губбио — так называемые «гонки свечей» (la corsa dei ceri). 3 огромных свечи приносят на руках на главную площадь Губбио (Piazza Grande). Затем на верхушках свечей прикрепляют статуи Святых. Конкуренцию главному Святому покровителю Губио в гонках составляют Святой Антоний (покровитель торговцев и ремесленников) и Святой Георгий (покровитель земледельцев).

Свечу со Святым Убальдо на гонках несут мужчины, имеющие отношение к профессии строителя, так как Святой в первую очередь покровительствует каменщикам. Свечу Святого Георгия несут коммерсанты и бизнесмены, а свечу Святого Антония — фермеры и виноделы. Гонки начинаются в 11.30. По сигналу колокола силачи из числа упомянутых профессий поднимают тяжеленные свечи и начинают бег. На первом этапе гонки участники совершают три круга вокруг площади. Затем устраивается перерыв на ланч. Традиционно в ресторанах в этот день подаются морепродукты, хотя город Губио расположен достаточно далеко от моря.

Следующий этап гонок, непосредственно большая гонка, проходит в 6 часов вечера. Ему предшествует крестный ход с мощами Святого Убальдо. В ходе большой гонки свечи со статуями несут на вершину горы Инджино в базилику Святого Убальдо. Участники, сменяя друг друга, проделывают нелегкий путь в 4,3 километра. По сути своей это не гонка, ведь свечи не могут обгонять друг друга и должны прибыть в базилику в том же порядке в каком отправлялись: Святой Убальдо, Святой Георгий и Святой Антонио. Главная задача участников пробежать дистанцию как можно быстрей, без падений и колебаний.

Статуи после гонки возвращают в городской собор Святого Франциска, и начинается грандиозный праздник, сопровождаемый турнирами рыцарей и обильным угощением. Наиболее популярный турнир на празднике в Губио — состязание арбалетчиков.

В Губбио мы приехали спустя 3 недели после очередного праздника и начали знакомство с этим городом с подъема на ту самую гору Инджино. Для ленивых туристов в городе оборудован фуникулер. Всего 6 минут в металлической корзине, и мы уже на вершине! На гору на высоту 827 метров над уровнем моря стоит забраться хотя бы ради панорамных видов Умбрии и Губбио.

В базилике Святого Убальдо шла месса, поэтому заглянули в храм всего на несколько минут.

В базилике Святого Убальдо хранятся те самые деревянные свечи высотой в 7 метров. Вес свечей свыше 250 килограмм.

Пятинефная базилика Святого Убальдо построена в 1514-1525 годах. Здесь в богато декорированной бронзовой гробнице, покрытой золотом, хранится нетленное тело Святого.

После базилики отправились вниз непосредственно в Губбио по той самой дороге, по которой процессия со свечами поднимается вверх к храму.

Путь достаточно утомителен даже вниз. Губбио окружают оливковые рощи. Этот район знаменит производимым маслом.

Пытались представить, как по этим улицам и улочкам силачи бегом несут огромные свечи.

Главный собор Губбио был построен в конце 12 века и посвящен Святому Мариано (San-Mariano). Характерной особенностью фасада собора является круглое окно-розетка в окружении символов евангелистов. Здание прячется на узких улицах города, что необычно для главного собора.

В Губбио сохранилось несколько прекрасных дворцов, в которых устроены музеи.

Среди крыш повсюду мелькает здание главного дворца города — Palazzo dei Consoli.

Палаццо деи-Консоли построен в XIV веке и считается символом Губбио. Обратите внимание на интересную деталь справа вверху. Это клетка для преступников, активно использовавшаяся в Средние века.

На колокольне в 1769 году был установлен огромный колокол, который вместе с двумя другими маленькими колоколами составляет знаменитый «голос Губбио».

Главная площадь Губбио также является хорошей смотровой площадкой.

Сегодня этот ансамбль на piazza Grande стал художественным центром города. Во дворце регулярно устраиваются выставки.

Повсюду в Губбио можно увидеть фотографии с праздника Святого Убальдо. В день гонок свечей на площади собирается немыслимое количество людей.

Губбио знаменит своей керамикой. Сюжеты росписей изделий нередко посвящены гонкам свечей.

Еще Губбио знаменит трюфелями, которые здесь предлагают отведать во всех ресторанах.

Побродили по городу, убедившись, что на самом деле Губбио — один из красивейших средневековых городов Италии.

В городе множество старинных церквей.

Встретилось несколько живописных парков.

Из окна машины увидели неплохо сохранившиеся развалины Древнеримского театра.

И вот еще, что мы узнали о Губбио: перед Рождеством на склонах горы создается огромная светящаяся Новогодняя елка.

А еще Губбио называют городом сумасшедших. Если обежать по кругу Фонтан сумасшедших, или Фонтан дель Барджелло, то можно получить сертификат, утверждающий, что приезжий человек причислен к числу «сумасшедших» из Губбио. Бегать надо при свидетеле — местном жителе, он после бега должен облить чужеземца водой из фонтана. Такая традиция родилась, так как жители Губбио иронично относятся к себе и к жизни. Только совершенно ненормальные могут бегать по городу и потом вверх на гору с тяжеленными свечами…

Мы будем очень стараться вернуться в Губбио, то тут есть, чем заняться и на что посмотреть.

Губбио расположен в окружении гор, его окрестности поражают красотой природных пейзажей. Сам город входит в две итальянские ассоциации: город трюфелей и город керамике, о чем еще будет рассказано ниже.
Местность эта была обитаема еще с незапамятного века, так археологические свидетельства говорят о том, что уже в III-I вв. до н.э. Губбио был важным городским центром Умбрии. Речь идет о семи бронзовых таблицах, на которых есть евгюбические надписи, сделанные за 200 лет до н.э. В те времена город назывался Еугубиум, эти таблицы крепились к стене храма, и священники могли, сверяясь с ними, совершать религиозные службы.
До III в. до н.э. Губбио заключил альянс с Римом . Во времена Римской империи город процветал, оставив богатые доказательство в виде руин театра и других построек. После падения империи, город был разрушен готами, затем последовало господство Византии, а позже лангобардов.
В XI веке Губбио стал свободной коммуной.
В 1257 году Губбио потерпел поражение от Перуджи , которая захватила часть территорий. В 1273 году был заключен мир, который принес спокойствие и расцвет Губбио. Население росло, развивалось искусство и производство, строились дворцы, выросла новая стена вокруг города.
Развитие остановилось в 1350 году, когда синьором города стал Джованни Габриелли. В 1354 году Губбио присоединили к папской области, оставив ему привилегии и особый статус древнего города. Но в 1376 году горожане восстали и учредили самоуправление. Но вскоре власть захватил епископ Габриель Габриелли. Начался период борьбы и восстаний. В конце концов, власть передали Монтефельтро, герцогам из Урбино. Губбио потерял статус «свободной коммуны», но обрел спокойствие. Началось возрождения города, возводились новые здания, среди них герцогский дворец. Губбио находился в руках Монтефельтро до 1508 года, затем власть перешла к династии Делла Ровере и продержалась до 1631 года. После смерти последнего наследника Губбио стал частью папской области. Для Губбио это был период экономического и политического декаданса.
С приходом Наполеона город вошел в состав Цизальпинской республики, а затем Романской республики, потом Италийского королевства.
В 1860 году Губбио стал часть объединенной Италии . Последующий аграрный кризис заставил местных жителей искать работу за пределами родина, такая ситуация длилась до середины XX века.

Всех приезжающих в Губбио встречает церковь Святого Франциска (Chiesa di San Francesco) . Она была возведена в 1291 году, а восьмиугольную колокольню пристроили позже в XV в., что заметно по отличающейся кладке. Внутри церкви сохранились фрески.

Церковь Святого Франциска.

Налево от церкви находятся руины римского театра , построенного в I в. до н.э. – свидетели древнеримской периода Губбио.
Но мы зайдем в старую часть города по via Repubblica .
Узкая улица, выложенная булыжниками, лениво поднимается вверх. Совсем скоро будет поворот налево, где находится церковь Святого Иоанна Крестителя (San Giovanni Battista) .


Церковь Святого Иоанна Крестителя. .

Маленькая площадь похожая на внутренний дворик является типичной для Губбио. Когда-то площадь была еще меньше, ее большую часть занимала древняя мельница, в 1870 году мельницу убрали, а площадь расширили.
Церковь Святого Иоанна Крестителя была первый Кафедральным собором города , она посвящена древнему покровителю Губбио. Церковь возвели в XII-XIV вв. Фасад выполнен в готическом стиле, колокольня – в романском.
Внутри сохранились фрагменты фресок, но большая часть утеряна. Долгие годы церковь была единственным религиозным сооружением Губбио, которое использовали для Крещения.


Интерьер. Церковь Святого Иоанна Крестителя.

Губбио не строился случайно и хаотично, дома и другие постройки появлялись согласно точному плану.
Так церковь Святого Иоанна расположена в геометрическом центре древнего города. На севере от нее позже была разбита первая городская площадь и заложен новый Кафедральный собор.
В XIII в. в Губбио основали три монастыря, принадлежавших трем монастырским орденам: Святой Франциск – на юге от церкви, Святой Августин – на востоке, Святой Доминик - на западе. Церкви монастырей образовывали крест.
В центре полуосей, проходивших с севера на юг, возвели важнейшие постройки города: Консульский дворец, дворец Претория и галерею Тиратори.

Продолжаем наш маршрут по via Repubblica , затем направо по via Savelli della Porta и вверх по ступеням на via XX Settembre и налево. Или просто воспользуемся лифтом.


Мы на piazza Grande.

Piazza Grande – это самый центр Губбио , который объединяет четыре квартала города. Площадь представляет собой террасу с великолепной панорамой на Губбио .
На ней расположены важные и значимые дворцы города, среди которых доминирует Консульский дворец (Palazzo dei Consoli) .


Он был возведен в XIV в. в готическом стиле и являлся символом политической власти, в нем хранились знаменитые бронзовые таблички, свидетели древней истории умбрийского народа. С 1901 года в его стенах расположен городской музей, в котором хранятся археологические коллекции и художественные работы.
Дворец Претория (Palazzo Pretorio) находится напротив Консульского дворца. Строительство дворца Претора началось в 1349 г. и продлилось до XVII века, но так и не закончилось. Сейчас здесь находится городское управление Губбио.


Вернемся по via XX Settembre и дойдем до поворота на via Cattedrale , которая приводит к Кафедральному собору. Или же опять воспользуемся лифтом.

Кафедральный собор посвящен христианским первомученикам святым Марьяно и Джакомо. Собор был возведен в 1190 году по проекту Джованни да Губбио. Позже собор перестраивали и расширяли. Фасад отличается строгостью и простотой, он украшен лишь лестницей и окном-розеткой, в окружении символом четырех евангелистов и ягненка.


Герцогский дворец (Palazzo Ducale) находится напротив Кафедрального собора. Дворец был возведен по приказу Федерико да Монтефельтро в 1470 году. Внутри дворца располагалась студия герцога, в которой потолок и стены покрыты великолепными инкрустациями, реализованными в 1479-82 гг. флорентийскими мастерами. К сожалению, все это было продано нью-йоркскому музею Метрополитан в 1939 году.

Поднимаемся вверх по via Sant’Ubaldo до базилики. Это можно сделать пешком. Утомительно, достаточно сложно, но открываются красивые виды, если физическая форма позволяет совершить 25-минутную прогулку по дорожке, идущей круто вверх, то поднимаемся. Иначе воспользуемся фуникулером (www.funiviagubbio.it), который находится vai Appennino - via San Girolamo. Легкие кабинки-клетки быстро доставят наверх к базилике.
10.00 - 13.15
14.30 - 17.00
(в среду закрыто)


Фуникулер. Губбио. Италия.



Базилика Святого Убальдо (Basilica di Sant"Ubaldo) возвышается на холме на высоте 827 метров над уровнем моря.


Базилика Святого Убальдо.

В ней хранится тело святого покровителя Губбио - Убальдо , по имени которого назван город. Базилику решили возвести в 1194 г. две герцогини Элизабетта и Элеонора Гонзага.
Но работы начались лишь в 1513 году, а закончились в 1527 г. Базилика была богата украшена в стиле ренессанс и барокко, но пожар во время первой мировой войны уничтожил убранство.
В базилике хранятся знаменитые свечи, которые проносят по городу каждый год 15 мая в день покровителя города Святого Убальдо.
Праздник свечей – один из самых популярных в Италии . Огромные свечи ставят на платформы и проносят по улицам города. Каждая свеча символизирует святого: Убальдо – для строителей, Антонио – для крестьян и Георгия – для торговцев. Праздник привлекает множество туристов, в остальные дни гигантские свечи можно увидеть в базилике Святого Убальда, а также посетить музей истории свечей, который находится рядом.


Губбио. Италия.

Ремесла

Губбио известен как город, где производят керамику , а также кованные и деревянные изделия .
Керамика – историческое производство, которое сложилось в Губбио в конце XV начале XVI вв. К 1920 году были открыты многочисленные фабрики и мастерские.
Работы по металлу стали развиваться с XVI в. В средневековье зародились мастерские по работе с деревом, которые достигли пика своего рассвета в XV-XVIII в., производя стильную мебель.

Что попробовать в Губбио:

Кухня Губбио тесно связана с дарами земли.
Она простая и натуральная – мясо, дичь, сыры, колбасы, овощи составляют ее основу. Используют также различные травы, оливковое масло, вина и минеральную воду.
Традиционная сельская кухня уходит корнями в глубь и не отличается изысками. Большинство блюд жарят на углях.
В лесах вокруг Губбио собирают белые и черные трюфеля.

В северо-восточной части находится город Губбио (Gubbio).

Расположенный на склоне горы Инджино (Monte Ingino ), он долгое время считался труднодоступным и получил прозвище «обитель тишины».

Посетивший город в начале 20 века П. П. Муратов так выразил свои впечатления от Губбио:

Странный этот город удивляет своей отдельностью, малой связью с соседней и дикой суровостью, столь отличной от приветливого Урбино. Вдоль русла глухо рокочущего Метавра раскинулись целые кварталы заброшенных ренессансных дворцов, обращенных в жилище пролетария, с прорубленными в их стенах окнами, с лоджиями, забранными кирпичом, с гербами и рельефами, закопчёнными дымом очага. Древний романский собор, с химерическими символами евангелистов, врезается в самую скалу, и напротив него романтичнейшей руиной раскинут предоставленный природному запустению дворец урбинских герцогов, с дворами, заросшими травой, с великолепными террасами, ныне усаженными прозаическим луком, с залами и кабинетами, где ничто не говорит более о прошлом, кроме герба над уцелевшим камином или дверью и торжественных букв F. E. Duces .

Туристический маршрут и достопримечательности Губбио:

Пешеходную экскурсию лучше всего начать с верхней части города (можно подняться на фуникулере), постепенно спускаясь к подножию.

Палаццо деи-Консоли (Palazzo dei Consoli , Гаттапоне, XIV в.) считается символом Gubbio. Сегодня этот ансамбль на piazza Grande (пьяцца Гранде) стал художественным центром города. В настоящее время здесь располагаются Картинная галерея с работами местных художников и Археологический музей , в котором хранятся Игувинские таблицы (II в. до н. э.) медные доски с надписями на древнем умбрском языке.

В городе сохранилось много старинных построек:

  • кафедральный собор (Duomo , XII в.),
  • церковь Сан-Франческо (Chiesa di San Francesco , XIII в.),
  • палаццо Дукале (Palazzo Ducale , XV в.) и п
  • ятинефная базилика Сант-Убальдо (Basilica di Sant Ubaldo , перестр. в XVI в.).

Св. Убальд был епископом города в XII веке и считается покровителем города.

В День св. Убальда , 15 мая, в Gubbio проходит религиозная процессия в исторических костюмах. По улицам проносят статуи св. Убальда, св. Георгия и св. Антония.

Карта Губбио:

Рассказом о Губбио завершается моя длинная сага о путешествии по Умбрии. Город, хоть изначально и был одной из целей поездки, оставил неоднозначное впечатление. Во-первых, бОльшая часть интересных церквей Губбио открыта только в субботу и воскресенье, а я там оказался в будний день. Во-вторых, из всех городов Умбрии Губбио - наиболее сложный в смысле логистики. Ну и в-третьих, после жаркой летней погоды в пасхальном Риме я попал в Губбио под снег, на что никак не рассчитывал, а потому сбежал оттуда слегка задубевшим. По этим трем причинам мое впечатление от Губбио оказалось смазанным, а я не люблю свои случайные отрицательные эмоции транслировать читателям. Из-за этого я долгое время вообще не хотел об этом городе писАть, но все же кое-что интересное там я увидел, и потому рассказать об этом стОит.

Прежде всего, как сюда доехать. Большинство путешественников, рассказы которых я читал, ездили в Губбио автобусом из Перуджи, с автовокзала на пьяцца Партиджани (он не совмещен с ж/д станцией, обратите на это внимание!). В апреле 2017 года у этого автобуса было не слишком удобное расписание: мне нужно было ехать на поезде из Ассизи в Перуджу в 6 утра, чтобы поспеть на первый автобус в 7-50 (тогда в районе 9 утра был бы на месте); следующий же автобус отчаливал после 11 дня и прибывал в Губбио после полудня, что ставило всю намеченную программу под угрозу. В часы сомнений и недоумений я вдруг вспомнил строчку из итальянской статьи о Губбио, что город обслуживается ж/д станцией Фоссато-ди-Вико - Губбио, находящейся в 18 км от самого города. Все-таки станция так далеко, неужели расчет сделан только на автовладельцев, - подумал я. И - эврика! - обнаружилось, что станция Фоссато-ди-Вико и Губбио связаны прямым автобусным маршрутом. Этим-то неизведанным славными предшественниками маршрутом я и поехал.

Расписания автобусов Перуджа-Губбио (Е001) и Фоссато-ди-Вико - Губбио (Е052) можно найти на сайте Umbria Mobilita" .

Станция Фоссато-ди-Вико находится на магистральной линии Рим - Анкона, по которой скорые поезда мчатся из столицы на адриатическое побережье. Впрочем, "мчатся" - это ирония, в мой приезд на той линии шел какой-то ремонт, и поезда серьезно опаздывали (об этом честно предупреждали объявления на всех станциях). Я доехал из Ассизи до Фолиньо, где за 5 минут должен был пересесть на анконский поезд. Зная некоторую непунктуальность Трениталии, я слегка волновался, но, как оказалось, зря: во-первых, возможность пересадки с поезда Перуджа-Рим на поезд Рим-Анкона запланирована в расписании, а во-вторых, анконский поезд простоял в Фолиньо лишних 10 минут. На последующих станциях он тоже стоял подолгу, а в самом Фоссато-ди-Вико вообще застрял минут на 40. Возможно, такие задержки - дело временное, но за пересадку в Фолиньо можно точно не волноваться.

Станция Фоссато-ди-Вико - это довольно частое в малонаселенной местности явление: станция - отдельно, города и деревни - отдельно. Автобус заезжает сюда в тупик, забирает пассажиров и уезжает далее.

Здание станции Трениталии - слева, а вот справа - сохранившийся вокзал Центральной Апеннинской узкоколейки , тянувшейся от Ареццо через Губбио в Фоссато-ди-Вико (закрыта в 1945 году). Пока ждете автобуса, почитайте прелюбопытный краеведческий стенд, посвященный этой узкоколейке, - любопытная дорога была)))

От станции автобус едет через несколько селений, заезжает в больницу, а затем прибывает в Губбио; никаких серпантинов, перевалов и ущелий - обычная сельская дорога. Не забудьте заранее купить билет - продается в буфете на станции, так как водитель автобуса - вредный педант. У больницы в автобус села бабушка, которую родичи привезли на машине, а обратно поручили доехать на общественном транспорте. Бабушка заранее приготовила денежку на билет, но не учла (местная - что с нее взять, то ли дело мы, туристы!), что билет, приобретаемый у водителя, стОит процентов на 40-50 дороже. Последовала долгая перепалка: бабушка отказывалась платить дороже, а водитель не желал везти ее за меньшую стоимость. В итоге водитель победил ветераншу, она выложила требуемую сумму, и мы поехали дальше.

В Губбио автобус прибывает на площадь 40 Мучеников (никакого отношения к Церкви, это - жертвы Второй Мировой), откуда открывается панорама города:

Губбио, как вы видите, карабкается в гору, и мы обязательно пойдем с вами выше, но пока что прошу и умоляю читателей не пропустить подозрительно свежую церковь прямо на площади:

Эта свежесть - плод недавней реставрации; на самом же деле перед нами церковь Сан-Франческо, построенная между 1259 (дата буллы папы Александра IV о разрешении строительства) и 1292 (булла Николая IV о даровании индульгенции тем, кто участвует здесь в мессе в определенные дни) годами. Храм стоит к площади "задом" - апсидами. Вот ее восточный и северный фасады:


Францисканские храмы обычно скромны, здесь же излишество в виде двух парадных фасадов объясняется тем, что некоторое время основной вход в церковь осуществлялся с северной стороны. Когда я сюда пришел, в церкви шла месса (скажу точно, офферторий), так что пришлось подождать ее окончания. Ничуть об этом не жалею: в апсидах Сан-Франческо сохранились фрески XIII - XV веков, и посмотреть их было очень интересно.


Единственное, к чему надо быть готовым: церковь к туристическим объектам не относится, вход в нее бесплатный, но из-за этого фрески приходится смотреть в темноте. Большинство нижеследующих снимок взяты из Вики.

Фрески главной апсиды выполнены около 1280 года местным неизвестным художником, условно называемым Мастер Сан-Франческо в Губбио .


Христу здесь предстоят апостолы Петр и Павел, а также два францисканских святых - Антоний Падуанский и сам Франциск.

Правый пилон:

Утверждается, что это апостол Павел; характерный меч потерялся при реставрациях.

Фрески в верхней части правой апсиды также выполнены Мастером Сан-Франческо в Губбио, но ни у меня, ни у славных фотографов из Вики снимки не получились. Там представлены две сцены из жизни святого Франциска: обручение с бедностью и сон Иннокентия III. Фрески нижней части правой апсиды написаны чуть позже, около 1320 года; их автор также остался безымянным, и его называют по его Мастером Эспрессионистом из Санта-Кьяры (Maestro esspressionista di Santa Chiara).

Но самое интересное нас ожидает в левой апсиде, над фресками которой работал в 1408-1413 годах уже Оттавиано Нелли. Запомните это имя: он нас в будущем еще раз порадует!

На пилоне справа (мелковато, но уж как есть), если двигаться сверху вниз, можно увидеть Богородицу с Младенцем в окружении ангелов, святого Христофора, святого Антония Великого и Христа с орудиями страстей. Чуть крупнее:

Ну а фрески собственно апсиды рассказывают нам о земной жизни Богородицы.


В конхе, насколько можно увидеть, сонм святых и ангелов наблюдают за коронованием Богородицы.

Смотреть нужно сначала верхний, а затем нижний ряды, оба раза слева направо, и тогда все сцены сложатся в единое повествование:
- бездетные Иоаким и Анна молятся о рождении ребенка
- священник отказывается принять жертву Иоакима: тот бездетен и, по тогдашней логике, проклят Богом
- Иоаким бежит в пустыню и там получает откровение от ангела
- в то же время Анна также получает весть от ангела
- Иоаким и Анна встречаются у Золотых ворот
- через положенное время Анна рождает дочь Марию
- введение Марии во Храм
- священник объявляет о намерении выдать повзрослевшую Марию замуж



Видно, что на забеленной фреске была изобаржена финальная сцена: по просьбе запоздавшего Фомы апостолы открывают гроб и находят его пустым.

Повторюсь, что снимки бОльшей частью взяты из Вики, так как в мой приезд в церкви было темновато. Скорее всего, это обычное состояние храма, но даже при таком освещении фрески прекрасно видны, и они, скажем прямо, прекрасны. Так что чоень рекомендую зайти.

В следующий раз мы с вами прогуляемся по Губбио, в котором все мне интересное было закрыто, а неинтересное мне было по барабану))) Но даже при такой неудаче город прекрасен.

В Губбио следует ехать только затем, чтобы ехать туда на автобусе из Перуджи. Мы ввинчивались и вывинчивались, вкручивались и выкручивались, замирали наверху на изрядной высоте и с хорошей скоростью скользили по голым, что характерно, склонам гор. Я и Арина почему-то не боялись, а наши главные смельчаки Женя с Гришкой слегка пришипились и трусливо отводили взоры от окон автобуса, который ещё и раскачивался, как барка на волнах. Честно говоря, я с трудом представляю себе, как это технически при таком рельефе могли вестись воины между перуджийцами и губбианцами и, главное, зачем?




(Фото из Кафедрального собора).

Судя по всему, губбианцы жили на своей горушке весьма неспокойно. Во-первых, это амбиции: уже в третьем веке д.н.э город был важным центром округи. Русских людей с этим периодом жизни Губбио связывают особые отношения: муж Анны Карениной (тот самый, с отвратительными ушами) интересовался евгубическими надписями (Еугубиумом назывался тогда город). Привет от русской классики можно получить на высоком холме у базилики святого Умбальдо в виде семи бронзовых табличек с письменами на умбрском и латинском языках.

После разрушения готами город переходит, как водится, из рук в руки, а в 11 веке становится Свободной коммуной. В 13 веке его подмяла под себя Перуджа, и губбиане как-то даже в конце концов примирились с этим. Но вот присоединение в 1356 году к папской области (с сохранением особого статуса древнего города) не давало местным жителям покоя - они учинили восстание и учредили самоуправление. Тут-то и начались смуты, разрушения, гонения, в результате которых Губбио потерял статус Свободной коммуны. Под властью герцогов из Урбино, затем другой династии город развивался, но в 17 веке со смертью последнего губбианского герцога все-таки стал частью папской области, и все - превратился в итальянскую «глубинку».

Вся эта история более-менее напоминает жизнь нашего уездного городка с великим прошлым, его отношения с Москвой, но здесь, вроде как, обошлось без зверств. И, конечно, при таком климате да без войны, да без Советской власти - весь этот слоеный пирог древностей мы видим и даже чувствуем.

Я трогаю древнюю, Бог знает, какого века, кладку, взбираюсь на гору, как обычный средневековый губбианец.

Вглядываюсь вдаль - не идет ли враг-перуджиец, ныряю под защиту мощных городских стен,

разглядываю фрески храмов.

Кстати, фрески очень хороши.

(Церковь св. Франциска, 13 век)

Св. Доменика (середина 15).

Один из самых приятных дополнительных бонусов Губбио - это парк на верхнем «ярусе» города - там можно гулять, а осенью, говорят, ещё и поискать трюфеля.

Мы же - северяне, впервые по-настоящему почувствовали здесь весну - и разомлели на солнышке.

В уездных городах с великим прошлым всегда интересно смотреть на жизнь местных - не в центре, конечно, а на окраинах. Ради такого дела съели по куску пиццы и выпили по бокалу все того же спритца.

Гриха в немереных количествах поглощал в Умбрии горячий шоколад - он тут славится, и совершенно заслуженно.

Базилика св. Умбальдо располагается на высоком холме - к нему надо идти по резко бегущей вверх тропе или ехать на фуникулере за 7 евро туда и обратно. Пешком не хотелось: все-таки колено побаливало, а на фуникулер я взглянула - и отказалась (фобия заела). Мои спутники, конечно, вспрыгнули на ходу в открытые кабинки и понеслись вверх, я же пошла гулять по склону горы.

Хорошо бы приехать в город 15 мая - на знаменитый Праздник свечей, которому более 500 лет. Сценарий праздника настолько забавный, что я, пожалуй, процитирую описание целиком. Для полноты представлений ещё раз показываю гору, на которую взбегают носильщики.

«Все ждут главных героев торжества - черайоли. Так называют носильщиков, которые с неиссякаемым энтузиазмом тащат свечи и огромные фигуры святых, укрепленные на деревянных колоннах внушительного размера.

Спортивная задача элементарна - необходимо донести и установить в помещении собора три статуи святых: святого Уббальдо, святого Георгия и святого Антония. Каждая из этих фигур весит целых 300 килограммов, поэтому, чтобы быть в команде черайоли, необходима большая физическая сила, длительная тренировка и, пожалуй, самое главное, - настоящее воодушевление.

Статуи святых бешено проносятся над людским потоком. Черайоли, не снижая скорости движения статуи, на ходу безостановочно подменяют друг друга. Что характерно, эта гонка не ставит перед участниками цель прийти первыми. Черайоли, несущие разные фигуры, не являются соперниками, т. к. очередность прибытия статуй святых в собор неизменна. /…/
Конечная цель - дойти с ношей до церкви, однако первой обязательно вносится статуя святого Уббальдо, а значит, его черайоли должны быть проворнее остальных. Черайоли, несущие статую святого Уббальдо, обязательно должны успеть закрыть за собой двери до того, как прибудут фигуры святого Георгия и святого Антония».
Мы целый день провели в Губбио, хорошо нам было по-настоящему.