Как технологии влияют на повседневную жизнь. Как современные технологии влияют на психологию людей. Влияние информационных технологий на жизнь человека

Эти технологии, в особенности в области коммуникаций и СМИ, открыли новое окно в развитии человека и оказали влияние на различные стороны личной и общественной жизни людей. Новые технологии, помимо того, что в зависимости от вида их использования имеют положительное и полезное влияние, также могут иметь отрицательные последствия.
В цикле передач "Влияние новых коммуникационных технологий на образ жизни" мы познакомимся с различными влияниями этих технологий на человека и общество.
Обмен новостями, информацией и мыслями между людьми является потребностью общественной жизни. В первобытном обществе, когда группы людей были маленькими и ограниченными, единственным способом и средством обмена мыслями и информацией был устный язык. Наряду с развитием культуры, а также ростом и развитием общества, для людей по всему миру были изобретены средства связи и предоставлены новые возможности для быстрой передачи сообщений, мыслей и образа жизни. Таким образом, многие ученые, принимая во внимание роль и важное место этих средств для передачи информации и обмена мыслями, назвали нынешнюю эпоху "эпохой коммуникаций".

Насыщение общества информацией повлияло на все стороны жизни человека, предоставив многие возможности и столкнув с проблемами политическую, социальную, экономическую и культурную сферы.
Человек в нынешний период вошел в новую эпоху технологий, которые быстро и легко изменили и преобразовали его социальную жизнь. Коммуникационные средства, вопреки ожиданиям, не считаются чем то бесполезным и безрезультатным, напротив, среди новых технологических достижений имеют наибольшее влияние на человека и являются причиной возникновения новой эпохи. Многие социологи признаются, что СМИ имеют очевидное влияние на всё общество.
С политической, экономической, эстетической, психологической, нравственной, национальной и социальной точек зрения это влияние является настолько эффективным, что не оставляет незатронутыми ни один из аспектов духовной и физической сути человека, и в итоге СМИ отвечают в большинстве своем за обретение новых привычек, "мировую деревню", изменения в отношениях, характере и нравах людей и возможность стать соседями с другими народами.

Появление компьтера в области технологий подвергло жизнь человека еще большим изменениям. Мир в третьем тысячелетии под влиянием компьтерных коммуникаций приобрел новое лицо. Всемирная паутина способствовала тому, что универсальность, сложность и технологическое создание сети проникли в обучающую сферу жизни. Революция технологий, информации и связи повлекла за собой преобразования в области обучения, экономики и культуры и на глазах создает новый мир. В настоящее время коммуникация и информация считаются двумя главными элементами. Сегодня человек больше, чем в прошлом, испытывает потребность в информации и установлении связей для получения необходимой информации.
С другой стороны, каждая технология создает заслуживающие внимания всесторонние коренные изменения. Примерами последних изобретений являются телефон и телевизор, которые имеют неоспоримое значение в жизни человека. Присутствие этих изобретений зачастую воспринимается как что-то постоянное и обычное и считается частью естественных понятий. Еще одним примером изобретений является компьтер, который имеет огромное значение, особенно по причине его важности для продолжения успешных операций всемирной коммуникационной сети (Интернет). Действительно, сегодня Интернет, будучи новым явлением, считается неотъемлемой частью жизни человека.

Развитие инфомационно-коммуникационных технологий занимает в жизни человека достойное место. Невозможно не заметить коренные изменения, появляющиеся с информационно-коммуникационными технологиями на различных этапах жизни человека и общества. Испанский социолог Мануэл Кастеллс считает: "Оттуда, где происходит перемещение и движение культуры посредством связи, с появлением новых технологий в области культуры, состоящей из мнений и поведений и создающей историю, наблюдаются коренные изменения. Внедрение новых коммуникационных технологий создало коренные изменения в построении человеческих связей и отношений".

С другой стороны, понятие "образ жизни" считается отличительной особенностью нового и модернизированного мира и очевидно, что социальные привычки, находясь под влиянием культурной продукции и новых средств коммуникации, изменяют свои стиль и ценности, которые в итоге определяют поведение и фомируют образ жизни.
"Новые коммуникационные технологии" и "образ жизни" являются новыми понятиями, которые определяют особенности, масштабы и степень их влияния, включая в себя необходимость во времени и больший контроль.
Ныне мы живем в так называемой "мировой деревне" с электронными и коммуникационными соединениями, которая согласно информации, является устойчивой. С другой стороны, мы живем в "эпоху информации", которая для своего постоянства зависит от коммуникационных средств и информационных технологий. Сегодня больше, чем когда-либо, степень конкуренции, экономическое благосостояние и свобода считаются главными показателями дозволенных международных основ для измерения уровня успеха народа. Одной из жизненных составляющих для достижения такого успеха, помимо доступа к технологиям, считается применение знаний.
Несомненно, информационные технологии изменили человеческие взаимоотношения по всему миру, в том числе нормализуют их и подрывают.

Эпоха информации сделала другой жизнь человека даже в самых отдаленных деревнях. Так, для того, чтобы иметь некоторые новые бытовые потребности, такие как электричество, телефон, радио и телевизор, население этих районов неосознанно стало достойными членами "мировой деревни". В одной из таких деревень, в которой звуки и изображения могут действовать в качестве могущественных инструментов психологической и пропагандистской войны из далеких расстояний посредством электронных и печатных средств, ее жители таким образом неизбежно могут получать различную информацию о местности, мыслях, поведении, надеждах, интересах и проблемах других людей в разных точках мира. Стоит отметить, что учитывая умение писать и читать и доступ к компьтеру и Интернет, они могут стать непосредственными участниками, а не только наблюдателями мирового общества, и поддерживать отношения с милионами других людей по всему миру.

Несомненно, ни на одном этапе в истории человека поток доставки информации не был таким быстрым и расширенным, как сегодня. По этой причине некоторыми важнейшими особенности этого исторического периода являются скорость, распространение и исключительное значение информации, и этот период назван эпохой "взрыва информации". Действительно, сегодня является поразительным обилие информации и ее широкое присутствие везде и всегда. В настоящее время любой человек в любом месте, набрав номер телефона, может установить прямую связь с абонентом в любой точке мира или же, просмотрев новостные сайты, узнать новости всего мира и быть осведомленным о всех событиях и просшествиях в самых отдаленных местах нашей планеты.
Сегодня, багодаря всеохватывающему распространению информирования, информация доступна не только в определенных центрах, но и проникает даже за закрытые двери и толстые стены домов. Все звуковые и световые волны вокруг человека переносят сообщения и информацию и никакое место не является безопасным от их проникновения.

СМИ быстро знакомят людей с политическими, военными, экономическими, социальными, научными, культурными и другими событиями. Помимо оповещения, СМИ посредством предоставления полноценных комментариев по поводу событий и происшествий, могут изменять мысли людей и направлять их на принятие требуемых решений. СМИ могут предоставлять услуги для роста и процветания религии и культуры народа, тем самым оказывая помощь духовному росту.
Однако это одна сторона вопроса. С другой стороны, СМИ имеют также опасное и вредное влияние. Эти средства, подобно тому, что могут служить людям и суверенитету и способствовать распространению ценностей, идеалов, национальных и религиозных критериев, также могут быть чрезвычайно опасными и подвергать общество и народ нравственному падению. С распространением чужой культуры они играют большую роль в ослаблении ценностей, национальных и религиозных критериев и укреплении чужих ценностей и идеалов.
Другими словами, СМИ могут как создавать культуру и закладывать основы национальной и религиозной культуры, так и разрушать культуру и навязывать чужую культуру в стране.
Действительно, эти новые средства коммуникации, информирования и новые процессы в области науки и технологий, охватывающие всё пространство жизни человека, с одной стороны, вызывают славу и гордость человечества, а с другой, более углубленной стороны, если не будут служить национальной культуре, считаются опасным сигналом для человечества и угрозой для будущего.

Друзья, за окном 2012 год. Время активного развития hi-tech технологий, которые делают жизнь человека значительно проще и комфортней. Возможности, которые раньше мы видели лишь на экране нашего телевизора и принимали это за фантастику, сегодня являются вполне реальными и доступными.

Например, технология нового поколения «Умный дом» возьмет на себя всю работу по дому, связанную с электричеством... и не только:) Уезжая в отпуск на длительное время или просто на выходные, Вам больше не придется ходить по квартире или дому и проверять все ли вы выключили, поставили ли на сигнализацию ваше жилище по уходу, закрыли ли дверь и т.д. «Умный дом» все сделает за Вас.

А с помощью дистанционного управления Вы легко погасите свет, если забыли, закроете жалюзи, отрегулируете температуру воздуха в доме, или включите телевизор, не вставая с дивана.

  • Можно даже . Это совсем не сложно и доступно каждому. Надо только захотеть:)

В этом Вам помогут сенсорные панели, которые можно разместить где угодно и специальные пульты. Так же, Вы можете по желанию загрузить специальную программу в Ваш мобильный телефон или ноутбук, которая позволит управлять интеллектом Вашего дома.

В число технологий, которые делают нашу с Вами жизнь максимально комфортной, стоит отнести и Интернет. Еще совсем недавно мы слабо представляли что это и как работает, но уже сегодня считаем его необходимостью.

Прогресс не стоит на месте , а смело идет в ногу со временем. И с этим не поспорить. Пропадает потребность в тех же библиотеках. Ведь сейчас достаточно зайти в интернет и открыть одну из многочисленных поисковых систем, с помощью которых можно найти практически любую необходимую информацию. Так же, во вчерашнем дне мы оставили письма, которые не так давно пользовались большим спросом.

Теперь общаться с друзьями или родственниками из других городов или стран можно по электронной почте, с помощью различных программ, которые предоставляют мгновенную доставку сообщений или даже по видеосвязи. Нет больше необходимости стоять в больших очередях. Оплатить коммунальные услуги, купить продукты питания, заказать готовый обед или ужин и даже дополнить свой гардероб какой-нибудь новой вещью можно также, не отходя от монитора своего компьютера.

И это еще далеко не все, друзья. Можно бесконечно долго перечислять те возможности, которые дают нам высокие технологии. И трудно представить, с чем мы будем иметь дело даже через каких-то 10 лет.

То, что сегодня мы считаем невозможным, когда-нибудь назовем действительностью. И не стоит в этом . Ведь это уже было… К чему я это все? Не пропустите в ближайшее время появление на Lifely интересного раздела, посвященного технологиям, упрощающим нашу жизнь. Инструкция по слежению за обновлениями на сайте находится ниже:)

И зобретения ученых и новинки науки нередко облегчают жизнь простым обывателям. Мобильные телефоны, радио, Интернет, различные функции в автомобилях… Перечислять можно бесконечно. Но всегда ли это приносит только пользу? Уже сейчас со всех сторон кричат о вредных излучениях от сотовых, нарушениях в психике у детей от онлайн-игр. Вполне может быть, что еще через пару десятков лет мы действительно узнаем цену всем новомодным гаджетам – насколько они опасны для здоровья и готовы ли мы такой ценой упрощать свою деятельность.

Научно-технический прогресс, как процесс – настоящий двигатель человечества. Впервые этот термин стал употребляться в XIX веке. Многие историки считают, что он завершился с началом Первой мировой войны, хотя бытует мнение, что НТП продолжается до сих пор. У любого вида прогресса, научный – вовсе не исключение, существует два направления: эволюционное и революционное.

Эволюционный прогресс – процесс плавного и медленного развития различных изобретений. Революционный, наоборот, предполагает быстрое внедрение новинок. На примере мобильных телефонов можно прекрасно рассмотреть оба вида прогресса. Появление сотовой связи можно считать революционным прогрессом, а вот переход от кнопочных и черно-белых мобильных к сенсорным и цветным – эволюционным. Хотя возникновение мобильных телефонов, также, может относиться к эволюционному прогрессу: телефон был изобретен Александром Беллом в 1876 году. Дальность действия «говорящего телеграфа» не превышала пятисот метров. В наши дни, постепенно модернизируясь, телеграф Белла стал не больше ладони и позволяет общаться с людьми в любой точке земного шара.

Совсем недавно мир потрясла такая новинка, как трёхмерный принтер или, как его еще называют, 3D-принтер. Стать обладателем такой «игрушки» довольно непросто – их стоимость стартует от 90.000 рублей. Однако, пройдет время, и купить себе такую вещь сможет каждый. С ее помощью можно распечатать все, что душе угодно: от обычной шариковой ручки до танка.

Например, антрополог царского университета Кристоф Цоликофер распечатал череп новорожденного неандертальца. Благодаря этому макету он сумел воссоздать тазовый пояс неандерталки, что помогло «просмотреть» процесс родов этих женщин. Тем самым он опроверг гипотезу о том, что рожать женским особям предков человека было проще, чем современным женщинам. Ряд ученых поддерживал это предположение, опираясь на знания о величине таза неандерталок – тазовый пояс древних женщин был крупнее. Но и головка новорожденного была намного больше, чем у современных детей. Это позволило ученых сделать следующий вывод: роды для женщины во все времена были довольно трудным физиологическим процессом.

К сожалению, не все покупатели 3D-принтеров преследуют благие цели. Некоторые могут использовать трёхмерный принтер для производства оружия. Уже сейчас в сети можно найти схемы для распечатки некоторых экземпляров пистолетов, винтовок, револьверов. Разумеется, даже за распечатанное оружие придется понести наказание. В российском законодательстве за данные действия предусмотрена статья 223 Уголовного кодекса.

Опасность научно-технического прогресса заключается и в создании новых видов оружия, например, ядерного. Атомные бомбы, сброшенные в 1945 году на японские города Хиросима и Нагасаки, погубили людей и животных в радиусе почти одного километра от эпицентра взрыва. Во всем городе нетронутыми остались только 12% зданий, быстро распространялись многочисленные пожары. Последствием чудовищной катастрофы стало огромное число погибших: по разным данным, на конец 1945 года, количество погибших составило от 60 до 80 тысяч человек; к 1950 году – более 140 тысяч.

Упоминая о ядерном потенциале, нельзя не вспомнить и о Чернобыле. Страшная трагедия, в результате которой пострадало более 600.000 тысяч человек. Но Чернобыль – не единственная радиационная авария. Всего в мире зафиксировано более 30 случаев выброса радиоактивных веществ в атмосферу и загрязнения ими вод, почвы. Последнее произошло в Японии, в 2011 году. Землетрясение, цунами, ошибки при строительстве привели аварии максимального уровня по Международной шкале ядерных событий. Последствия аварии устраняют до сих пор. Японские ученые полагают, что в окрестностях АЭС уровень радиационного фона сравнялся с природным, однако так ли это на самом деле, не знает никто.

Несмотря на это, в мире науки есть и хорошие новости. Например, медицина не стоит на месте, а шагает вперед семимильными шагами. То, что еще в двадцатом веке было чем-то из области научной фантастики, к примеру, клонирование или пересадка кожи, стало реальностью. Женщины, не имеющие возможность забеременеть самостоятельно, все равно могут познать все радости материнства, пластические хирурги не покладая рук исправляют лица после операций и делают тела людей более привлекательными. В наши дни врачам подвластны многие болезни, от которых умирали люди.

Но есть вещи, с которыми человек пока не может совладать: рак и СПИД. Конечно, малоизученных и непосильных болезней и аномалий еще очень много, но рак и СПИД являются самыми распространенными. Ежегодно в мире регистрируется 10 миллионов больных раком, ежедневно – 27 тысяч человек. Больных СПИДом в России на данный момент насчитывается более 1,5 миллиона человек. Количество больных продолжает расти с каждым днем, но медицина по-прежнему бессильна… И если заражения ВИЧ-инфекцией можно избежать, то от рака не застрахован никто.

Общество претерпевает значительные изменения из-за слишком быстрого развития науки и техники. Начинает массово распространяться культура потребителя. Конечно, эта проблема не нова, но психологов поражают не особенности культуры, а сверхскорость прогресса в удовлетворении потребностей человека. Исследования историков помогают проследить, как культура достигла нынешнего уровня, однако в наши дни она все больше и больше превращается в источник эвристики для научно-технической политики.

No related links found



Туч Валерия Владимировна

студент 3 курса кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством, Политехнического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск

E- mail : Lerishe 93@ mail . ru

Борисенко Ирина Геннадьевна

научный руководитель, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск

В связи со стремительным развитием современного общества в сферу жизнедеятельности человека непрерывно увеличился темп развития и происходит проникновение информационных технологий, что обеспечивает эффективное функционирование и успешную эволюцию общественного мира.

Внедрение информационных технологий не только повлияло на современное общество, но и также проникло и в науку - к примеру в социологию.

Сейчас трудно представить социальные исследования без применения информационных технологий (компьютеров), т. е. это обработка социологических данных и их анализ, составления отчетов и презентации по социологии.

Проведя социальное исследование на тему влияние информационных технологий на современное общество, на примере образования (студент и преподаватель) мы пришли к выводу, что в настоящие время становится актуальной проблемой взаимоотношения между современными информационными технологиями и особенностями формирования целостного образовательного пространства. Применение в образовании компьютерных технологий предоставляют большие возможности, как преподавателю, так и студентам .

Появление компьютеров вызвало большой интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его не возможно. Все развитые страны разрабатывают и используют информационные технологии обучения. Это вызвано тем, что непосредственно компьютер увеличил производительность труда во всех сферах деятельности человека. В наше время многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров.

Но не смотря на стремительное и положительное внедрение в учебный процесс возникает вопрос - Почему же компьютеры не стали столь популярными средствами обучения? Из этого следует, во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением»: он будет повторять бесконечное количество раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия. Во-вторых, он предоставляет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам, которые усваивают материал быстрее или медленнее, чем вы. И, в-третьих, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами, т. е. «всё его внимание» - только вам.

Процесс обучения при помощи компьютера - это тот случай, когда компьютер выступает в роли «учителя». Обучение заключается в следующем, каждый этап усвоения учебного материала контролируется учителем. Суть процесса такого обучения может строиться по-разному: компьютер может предложить текст для чтения, упражнения, задачи, а также вопросы для ответов. Компьютерное моделирование позволяет упростить работу студента, а также сэкономить его время, благодаря выполнению сложных, к примеру чертежных работ или трудно выполнимых экспериментов. Следовательно, процесс вашего обучения строится на том, что с помощью компьютера студент собирает информацию, принимает решения и изучает результаты, к которым вас могут привести.

К положительным свойствам внедрения компьютера в образование можно отнести усиление интеллекта студента за счет вовлечения его в решение более сложных задач, развитие логического и оперативного мышления, повышение самооценки студента, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Все это приводит к формированию позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

К отрицательным последствиям процесса компьютеризации следует отнести снижение интеллектуальных способностей студента при упрощении решения задач с помощью компьютера, информационная культура педагогов, готовность преподавателей к применению информационных технологий в обучении; техническое оснащение вузов.

Первым информационным технологическим объектом, который стремительно вошел в образовательный процесс является компьютер, но после за короткое время прочно проник в учебный процесс - это Интернет.

Интернет стремительно распространяется по всему миру, прочно внедрившись в образовательный процесс. Благодаря Интернету, студенты и преподаватели получают доступ к самым большим архивам знаний мира, спутниковым метеостанциям и тысячам других исследовательских и образовательных источникам и заведениям. Интернет способен обеспечить возможность дистанционного обучения, основанного на запросе. Преподаватели могут работать в сети не только со студентами, но и сотрудничать со своими партнерами по всему земному шару. Интернет являются той инфраструктурой, которая необходима всем учебным заведениям .

Возможности Интернета в образовании позволяют сделать процесс обучения более доступным и быстрым для любого пользователя сети. На каждом этапе обучения возможности интернета дают разный результат в зависимости от поставленной цели пользователя. Создаются такие условия для студента, при которых он, независимо от географического места положения, материального уровня, уровня образования может получить необходимые ему знания в требуемом объеме и широте.

Положительное влияние Интернета на образовательную сферу можно определить следующим образом: обучающиеся, живущие в отдаленных районах с образованием не достаточным тому, что есть в современном обществе, имеют возможность пользоваться информационными ресурсами о которых раньше можно было только мечтать; создание новых возможностей для интеллектуального сотрудничества; студенты со всего мира получили возможность общаться со своими коллегами из других стран, что создает новый уровень поликультурного образования; инвалидам стало проще получать образование .

Существуют и настораживают весьма обоснованные отрицательные черты Интернета: плагиат, скачивание чужих работ (рефератов, докладов, курсовых и дипломных проектов, диссертаций и т. д.); отказ от книг традиционных в пользу электронных; вред здоровью (нарушение зрения и слуха, психические расстройства); информация без цензуры (порнография, пропаганда самоубийств, экстремизм и т. д.); привыкание (приводит к зависимости, человек выпадает из реальной жизни) .

В процессе развития информационные технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения. Прежде всего, это касается дистанционного образования, т. е. наличие виртуальных учебников, позволяющих дать образование и без непосредственного общения с преподавателем. Такая форма обучения приобретает сегодня все большую популярность.

Понятно, что имеются свои плюсы и минусы, свои проблемы и издержки, и не может пока рассматриваться как наилучший вариант современного образования. Дистанционное образование не должно лишать общения студентов с преподавателем, т. к. наиболее эффективной формой контакта между преподавателем и обучаемым является личная беседа. Именно индивидуальная беседа взаимно обогащает диалог студента и преподавателя, позволяет добиться взаимопонимания, разрешить спорные и неясные вопросы.

Еще одним из информационных технологий является метод проведения занятий с помощью мультимедийных презентации. Мультимедийное обеспечение лекций дает возможность разнообразить материал, благодаря использованию новых технологий, преобразивших обучение, оно становится более привлекательным и позволяет студентам лучше понять сложный теоретический материал. Повышение познавательной активности студентов так же способствует мультимедийное обеспечение. Использование 3D графики и новых компьютерных технологий повышают осознание различных пространственных объектов на плоскости, развитию пространственного мышления у студентов и повышают их уровень освоения рассматриваемого материала.

Но не смотря на положительные стороны мультимедийных презентаций, есть свои причины их не использовать. Причины следующие: дорогостоящее оборудование; не квалифицированное использование техники. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.

Влияние информационных технологий на образование показывает как положительные моменты, так и отрицательные, но не смотря на это такое внедрение пришлось по нраву современным социологам, т. к. это положительно и стремительно влияет на исследования, изучения и наблюдения за современным обществом.

Список литературы:

  1. Влияние интернета на образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vfmgiu.ru/ (дата обращения: 05.05.2012)
  2. Катаргин В.Н., Корягин М.Е., Морозов Д.А. Оценка квалификации персонала на предприятиях автомобильного сервиса на основе математической модели обучения ремонтных рабочих. // Автотранспортное предприятие. 2011. - № 7. - Стр. 36-39.
  3. Катаргин В.Н., Писарев И.С. Ремонт агрегатов автомобилей управлением точностью размерных связей // Автомобильная промышленность. 2008. - № 3. - Стр. 27-29.
  4. Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества / К.К. Колин // Информационные технологии. - 2003 - № 1. - С. 2-8.
  5. Кузюк И.Г. Современные компьютерные технологии в изучении курса графических дисциплин. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. - Т. 12. № 4. - Стр. 25-28.


Цели, которые общество ставит перед технологиями; задачи, которые призваны решать технологии
Свойства особенности технологий. Влияние технологий на общество, на окружающую среду
выгоды, получаемые от применения технологий
потребление ресурсов в технологических целях
вред, наносимый технологическими процессами
угрозы, которые несут в себе технологии
Оправданность применения технологий
Плодотворность применения технологий
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Совокупность правил поведения, образ мышления, образ жизни, как технология

Значение технологий в современном обществе, место технологий в общественном устройстве

Современный человек помешан на технологиях.

Нас окружают компьютеры, сотовые телефоны, автомобили, навигаторы и горы других высокотехнологичных вещей.

Мы привыкли полагаться на технологии:
мы звоним по сотовой связи, чтобы решить важный для нас вопрос;
мы живем в интернете;
мы мчимся на встречу с деловым партнёром на мощном скоростном автомобиле или разговариваем с друзьями и знакомыми по скайпу и так далее, так далее, так далее.

Цели, которые общество ставит перед технологиями

Непосредственной или конечной целью технологий является удовлетворение потребностей людей. Технологии воздействуют на образ жизни людей.

Влияние технологий на общество, на окружающую среду

Широкое использование технологий приносит свои плоды:
наша жизнь становится насыщеннее;
на нас обрушивается неимоверное количество сведений, впечатлений;
мы быстро перемещается на значительные расстояния;
нас окружает множество полезных и удобных вещей.

Ослепительный блеск технологического рая может на какое-то время скрыть от глаз чрезвычайно приземлённое основание, на котором зиждется всё это изобилие.

Человек редко задумывается о том, что пользуясь плодами технологий он, по сути, потребляет ресурсы. Для создания разнообразных устройств, товаров, услуг, а также новых технологий требуются природные богатства.

Технологические процессы, приносящие человечеству всё новые и новые блага и удобства, как правило, являются прямыми (или косвенными?) источниками загрязнения окружающей среды.

Удовлетворяя одни потребности, человек с успехом создаёт другие, попутно собирая ворох проблем, порождаемых производственной деятельностью. Для решения новых проблем, которые горделиво именуются вызовами, лучшие умы человечества создают новые технологии.

Наверное, одной из самых главных угроз в этих обстоятельствах является укоренившееся представление сынов и дочерей человеческих, что технология является волшебным средством решения всех проблем, с которым сталкивается общество в своём развитии.

Оправданность применения технологий

Насколько оправдано безоглядное упование на технологии?

Наиболее ценными ресурсами для жизни человека являются чистая вода и чистый воздух. Эти ресурсы также наиболее востребованы различного рода технологиями.

Мы меняем воздух и воду на вещи, которые через некоторое время просто выбрасываем за ненадобностью. Можно ли назвать этот обмен разумным?

Всё что делает человек, приносит определённые плоды. Так или иначе, деятельность человека сказывается на нём самом.

Мы разъезжаем на автомобилях, и мы же дышим выхлопными газами.

Мы наводим чистоту в наших городах и превращаем реки в потоки нечистот.

Мы строим удобные жилища для себя, и мы же убиваем всё живое вокруг, задыхаясь в душных пыльных каменных джунглях и всё чаще наблюдая вместо солнца и неба фонари и облезлые стены.

Мы придумываем всё новые и новые технологии. Новые технологии, как правило, требуют больше ресурсов. Существует явное противоречие между выгодами от применения (новых) технологий и их ресурсозатратностью, загрязнением окружающей среды.

Плодотворность применения технологий

Используются ли технологии «на все сто»? Может быть, часто вместо полнокровного использования уже созданных технологий, человек стремится создать новую технологию для решения насущных или, быть может, кажущихся таковыми, задач.

Насколько хорошо налажено взаимное дополнение, взаимодействие между технологиями? Насколько интегрированы технологии в общественную, частную жизнь людей? Является ли действительно необходимым применение уже созданных и вновь создаваемых технологий?

Среда обитания человека как предмет воздействия технологий

Конечной целью технологий является изменение среды обитания и образа жизни человека.

Быть может разумно направить усилия на развитие технологий непосредственно, а не опосредованно влияющих на образ жизни людей?

К примеру, как мы получаем свет для своих жилищ.

Для удовлетворения потребностей в освещении мы придумали технологию производства электричества. Человек добывает из недр земли сырьё для своих электростанций - топливо. Современное топливо имеет органическое происхождение. То есть то, что мы сжигаем, чтобы получить электричество, когда-то было живым и росло благодаря солнечному свету. В итоге, получается, что мы тратим силы, время и средства, чтобы освещать наши жилища светом от Солнца, пришедшего на Землю миллионы лет назад. А ведь Солнце светит каждый день. При этом нам нужно еще произвести машины вырабатывающие электроэнергию.

Сложная, длительная цепочка преобразования ресурсов в благосостояние, удобства для людей. Зачем нужен такой замысловатый путь достижения удовольствий?

Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий

Возможно ли создание технологий, которые
уменьшают (снижают?) потребность в ресурсах
быть может, совсем не нуждаются в ресурсах?
не приводят к загрязнению окружающей среды?

Существуют ли простые (или относительно простые) пути решения задач по удовлетворению потребностей человечества?

Простым и привычным для нас является освещение. Рассмотрим освещение как технологию. В настоящее время мы разделяем естественное и искусственное освещение. Искусственное используется (или должно использоваться) когда недоступен солнечный свет. Разумное использование естественного источника света позволяет частично или даже полностью отказаться от искусственного освещения. И от сопутствующей траты ресурсов.

Есть ещё одно природное богатство, которое время от времени в прямом смысле падает на нас с неба. . В городах сейчас дождь и талый снег просто стекают в ливневую канализацию. Людям мешают дождь, снег: они борются с ними. Вместо того, чтобы использовать.

Образ мышления, образ жизни как технология

Описанный выше подход позволяет превратить разумное поведение, образ жизни, определённый подход к использованию природных богатств в технологию. Вместо создания новых технологий, требуется пересмотреть существующие способы производства благ и услуг.

Следует проверить технологии на предмет:
целесообразности использования;
возможности снижения или исключения вредного воздействия на окружающую среду;
разумности потребления ресурсов;
повторяемости (выполнения одних и тех же задач);
излишней сложности;
согласованности действий с другими технологиями.

Самые важные и самые существенные изменения в человеческом обществе – это изменения в сознании людей. Именно эти изменения позволят создать действительно новые технологии.